Скоро ли автомобили смогут ездить сами?

 

Budii 16x9В принципе, они уже это делают. Несколько компаний, причем не только автомобильных, в последние годы представили миру беспилотные автомобили. Среди таких беспилотников был замечен и российский КАМАЗ. Однако не все так просто: пока далеко не все «самостоятельные» машины умеют ездить по любым дорогам, в любых условиях. Они либо передвигаются по ограниченному району, либо требуют определенных дорожных условий с хорошо видимыми разметкой, знаками и отсутствием неожиданностей, которых полно на наших дорогах

Budii 16x9

В принципе, они уже это делают. Несколько компаний, причем не только автомобильных, в последние годы представили миру беспилотные автомобили. Среди таких беспилотников был замечен и российский КАМАЗ. Однако не все так просто: пока далеко не все «самостоятельные» машины умеют ездить по любым дорогам, в любых условиях. Они либо передвигаются по ограниченному району, либо требуют определенных дорожных условий с хорошо видимыми разметкой, знаками и отсутствием неожиданностей, которых полно на наших дорогах

c6hmadpd

Зачем это нужно?

Во-первых, должно значительно снизиться количество аварий, ведь на сегодняшний день человеческий фактор называется причиной ДТП в подавляющем большинстве случаев. Человек — самая ненадежная часть автомобиля: даже хороший водитель не может всегда быть предельно внимательным. Он устает, у него тоже может быть плохое настроение, и он, как и любой человек, не всегда может адекватно оценивать обстановку. Робот же не утомляется, и у него не бывает плохого настроения, впрочем как и хорошего, — он просто работает. Кроме того, предполагается, что роботы смогут активно обмениваться информацией о дорожной обстановке и возникших трудностях и, будучи предупрежденными, смогут избежать неприятностей, заранее выбрав правильную тактику поведения на конкретном участке дороги.

14581.jpg.740x555 q85 box-00720540 crop detail upscale

Роботы неплохо научились ездить по хорошим дорогам с отличной разметкой, но как они поведут себя на дорогах России?

Во-вторых, отказ от услуг водителя сулит немалую экономическую выгоду. Роботы могут вести машину круглосуточно, им не требуется время на сон и отдых, и потому за сутки они могут проезжать втрое больше человека. Роботам не нужно платить зарплату, а это до трети всех затрат на перевозки. Наконец, грузовикам-роботам не нужна кабина, которая весит под две тонны (можно на ее место положить груз) и стоит около 30% стоимости грузовика. По уверениям специалистов КАМАЗа, оборудование для «автопилота» обходится дешевле кабины, то есть автономный грузовик будет иметь более высокую грузоподъемность и меньшую стоимость. А еще удастся сэкономить на дорожной полиции: предполагается, что роботы не будут нарушать правила, поскольку просто не будут обучены это делать.

В-третьих, увеличится пропускная способность дорог. Не только потому, что станет гораздо меньше аварий, но и потому, что роботы смогут ездить иначе. Если наладить обмен информацией между участниками движения, то им совершенно необязательно держать большую дистанцию — они запросто могут собираться в «поезда», следуя за головной машиной по ее сигналам. Роботы гораздо быстрее «договорятся» на перекрестках и в «бутылочных горлышках», ведь правила поведения в них зашиты одинаковые и все они будут прекрасно понимать, что делать им, и что в этом случае будут делать другие. Заторы будут рассасываться аккуратно и эффективно, без нервов, грубости и попыток пролезть без очереди.

беспилотные-автомобили

Что этому мешает?

Пока распространению автомобилей-роботов мешают трудности как технические, так и организационные. На сегодня нет уверенности, что роботы справятся с любой дорожной обстановкой. Сложности могут возникнуть совершенно неожиданные. Например, на первых соревнованиях машин-роботов, которые проводились агентством передовых оборонных разработок Пентагона DARPA, могучие внедорожники пугались собственной тени, принимая ее за большую яму, замирали перед безобидным кустиком, считая его непреодолимым препятствием, и, наоборот, смело штурмовали валуны и огромные дюны, где и застревали. При езде по обычным дорогам выяснилось, что роботы, например, не видят разницы между знаком ограничения скорости, установленным по всем правилам на обочине, и таким же, только нарисованным на заднем борту грузовика. Они неплохо научились ездить по хорошим дорогам с отличной разметкой, но как они поведут себя на дорогах России, где полно ям и зачастую совсем нет разметки, а знаки нередко противоречат друг другу? Получается, что мало создать автомобили-роботы, нужно еще привести в порядок всю инфраструктуру.

Кто несет ответственность?

 Представители ГИБДД призвали заранее позаботиться о том, кто будет нести ответственность за ДТП с участием автономных машин и преступления, совершенные с помощью беспилотников.

Российские законодатели  предложили разрешить использование беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования только в том случае, если в кабине будет находиться водитель, который при необходимости должен иметь возможность взять управление на себя. В Госдуме считают, что именно на водителе должна лежать ответственность за аварию, которая произойдет по вине беспилотника.

2

Соревнования машин-роботов

Уже упомянутое агентство DARPA с 2004 по 2007 год проводило соревнования автомобилей-роботов. В 2004 году лучшая машина смогла преодолеть лишь 11 из 230 км дистанции, проложенной по пустыне Невада, а 8 из 15 автомобилей даже не решились тронуться с места. В 2005 году соревнования проводились снова, на этот раз роботам нужно было преодолеть 211 км по каменистой пустыне Мохав. Информацию о маршруте команды получали за два часа до старта, так что ехать пришлось «с листа». На этот раз несколько машин смогли преодолеть всю дистанцию, причем победитель сделал это быстрее чем за семь часов. Наконец, третье соревнование проводилось на заброшенной базе ВВС США и имитировало условия дорог общего пользования. Роботы должны были доставить условный груз в указанную точку по маршруту протяженностью 96 км. Они должны были соблюдать ПДД, различать знаки, разметку, светофоры, уметь двигаться в потоке, парковаться. В целом они справились.

nissan eporo 2

Поучиться у рыб

Японцы из Nissan при создании беспилотных автомобилей решили перенять опыт у рыб. Они стали изучать, как рыбам удается, двигаясь огромным плотным косяком, так быстро менять направление движения, при этом не сталкиваться и оставаться достаточно организованными. В результате в 2009 году был представлен «косяк» из шести робокаров EPORO, способных двигаться бок о бок, менять направление движения и огибать препятствия, не сталкиваясь друг с другом. Эти технологии теперь применяются на первом беспилотном автомобиле Nissan, построенном на базе модели Leaf. Глава концерна Карлос Гон заявил, что беспилотники могут поступить в продажу уже в 2016 году, но их появление сдерживает законодательство, не допускающее на обычные дороги автомобили без водителя.

26204f1c2b081021c91bf46b956643e2

Договориться с правительством

 А вот шведы из Volvo смогли уладить юридические формальности, и им разрешили выпустить на дороги 100 беспилотных автомобилей. Правда, передвигаться они могут пока только по строго определенным маршрутам в Гетеборге и его окрестностях. На этих машинах шведы, известные своими достижениями по части безопасности, шлифуют алгоритмы работы систем помощи водителю. Согласитесь, совсем неплохо, когда ваш автомобиль сам умеет встраиваться в поток, безопасно двигаться в нем, соблюдать рядность движения. Цель, заявленная шведами: к 2020 году благодаря внедрению новых электронных систем машины Volvo должны вообще перестать попадать в аварии.

e2aea40cada5c3a30423d9fc4d718eb6

А что же наши?

Научно-технический центр КАМАЗа, знаменитый  тем, что там базируется известная раллийная команда «КАМАЗ-мастер», генеральным спонсором которой выступает  банк ВТБ, славится  не только созданием гоночных грузовиков. Именно там создан и первый российский беспилотник, построенный на базе армейского полноприводного КАМАЗ-5350, который в октябре 2015 года был представлен широкой публике. Автомобиль оснащен всем «джентльменским набором» из системы управления, видеокамер, радаров, лазерных сенсоров и спутниковой навигации производства российской компании Cognitive Technologies. На испытаниях он показал, что умеет на скорости до 60 км/ч распознавать знаки, разметку, двигаться в колонне и объезжать препятствия. Судя по выбранному в качестве донора грузовику повышенной проходимости, разработчики отечественного робокара хорошо понимают, что в России проще построить машину для наших дорог, чем ждать, когда построят дороги для машин. «Умных» дорог у нас можно и не дождаться вовсе, и потому наши инженеры делают упор на техническое зрение, которое должно позволить беспилотному КАМАЗу ездить по дорогам без разметки, а то и вовсе по бездорожью. В планах камазовцев запустить в 2019 году опытную партию автомобилей для перевозок внутри завода. Серийные отечественные беспилотники можно ожидать к 2022 году, а еще через три года — их появление на российских дорогах.


Новости - Уфа

В Уфе отремонтировано 55 дорог по БКД

В 2018 году в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги» в Уфе (Республика Башкортостан) отремонтировано... Далее...
Границы между Республикой Башкортостан и Пермским краем описали официально

  Раньше в ЕГРН была зафиксирована только точная граница Пермского края с Республикой Коми. До конца... Далее...
В Уфе на 10 дней перекрыли улицу Цюрупы

В Уфе перекрыли улицу Цюрупа, сообщает мэрия. В частности, улица будет частично перекрыта на участке между... Далее...
Стоп движение! Пока погода хорошая в Уфе продолжаются дорожные работы

   Как сообщает пресс-служба уфимской мэрии, в связи с ремонтом дорог частично ограничено движение транспорта по... Далее...
В Уфе 26 сентября стартует III международный форум и выставка «Транспорт Урала»

С 26 по 28 сентября в г. Уфе на площадке Конгресс-холл состоится III международный форум... Далее...
Увеличение цен на бензин

На территории Российской Федерации было зафиксировано очередное повышение стоимости бензина и дизеля.   Данные об увеличении цен... Далее...
Полис ОСАГО начнёт действовать через три дня после оформления

Электронный полис ОСАГО начнет действовать не ранее чем через три дня после его оформления на... Далее...
Все новости

Авторизация

Поделиться ссылкой



Вы находитесь здесь Автокурьер - УФА Скоро ли автомобили смогут ездить сами?