Баннер

Бензин, дизель, газ: Голова идет кругом или что выбрать?

 

gaz 01Автовладельцы со стажем прекрасно помнят те благословенные времена, когда литр 76-го бензина стоил 30 копеек, а литр АИ-93 всего на гривенник дороже. Топливо все дорожает, и сегодня многие ищут пути экономии. Общеизвестно: дизельный автомобиль имеет меньший расход, а сжиженный газ при большем расходе существенно дешевле бензина. И автолюбитель хватается за голову: что предпочесть, на какую, так сказать, лошадку поставить? 

 
gaz 01Автовладельцы со стажем прекрасно помнят те благословенные времена, когда литр 76-го бензина стоил 30 копеек, а литр АИ-93 всего на гривенник дороже. Топливо все дорожает, и сегодня многие ищут пути экономии. Общеизвестно: дизельный автомобиль имеет меньший расход, а сжиженный газ при большем расходе существенно дешевле бензина. И автолюбитель хватается за голову: что предпочесть, на какую, так сказать, лошадку поставить? 
 
Давайте попробуем разобраться вместе. Поскольку мы изначально стремимся уменьшить расходы, то, пожалуй, самый лучший способ не ошибиться – проанализировать стоимость эксплуатации, но для начала – вкратце пробежимся по эксплуатационным особенностям разных типов двигателей.
 
gaz 02Автомобили с дизельным двигателем
Преимущества:
Дизельный двигатель потребляет в среднем на 15% топлива меньше по сравнению с бензиновым. Меньшее потребление предполагает большую автономность, вы сможете уехать дальше на одной заправке.
Автомобиль с дизельным двигателем на вторичном рынке продается по более высокой цене, чем аналогичный бензиновый. Три основных критерия, которые принимаются во внимание: более высокая стоимость нового автомобиля с дизельным двигателем, экономическая эффективность дизеля достигается при годовом пробеге более 25 000 км, особенность дизельных технологий: двигатели работают на низких оборотах и, соответственно, изнашиваются медленнее.
Недостатки:
Дизель менее эффективен, чем бензиновые модели (кроме случаев, когда автомобиль оснащен сажевым фильтром).
Несмотря на значительные за последние годы достижения производителей в области технологий, остается проблема большого выброса в атмосферу СО2. Правда, учитывая меньший расход дизельного двигателя по сравнению с бензиновым, суммарный выброс удается удержать в нормативном состоянии.
Новый автомобиль с дизельным двигателем при прочих равных условиях всегда дороже своего бензинового собрата. 
Ну и еще одно: дизельное топливо становится все дороже, и цена литра солярки уже давно вплотную подобралась к цене 95-го бензина. И это при том, что цену накручивают маркетологи, ибо себестоимость производства дизтоплива гораздо ниже, чем у бензина. Просто спрос вырос, вот и задрали цену. Не знаю как вас, а меня лично этот фактор очень раздражает.
В конкретных наших климатических условиях добавляется еще один немаловажный фактор: зимний запуск. В общем случае, завести в сильный мороз бензиновый мотор все-таки существенно проще.
 
gaz 03
Автомобили с бензиновым двигателем
Преимущества:
Покупная цена авто с бензиновым двигателем, как правило, ниже, чем с дизелем. Является важным и количество моделей с бензиновым и дизельным двигателем. В диапазоне небольших городских автомобилей бензиновый просто вне конкуренции.
У автомобилей с бензиновым двигателем периоды между техническими осмотрами длиннее и стоимость их ниже, чем у дизельных.
Недостатки:
Потребление бензина до 15% больше, чем у дизельных автомобилей. На столько же снижается и автономность.
При перепродаже уценка автомобиля более высокая, чем у дизельных. Обороты бензинового двигателя выше, износ быстрее.
 
gaz 05«Бензин+газ» автомобили
Автомобилей с «чисто» газовым двигателем промышленность не выпускает. Фактически, на обычный автомобиль устанавливается дополнительная топливная система.
Положительные характеристики газового оборудования:
Финансовая экономия по сравнению с бензиновыми аналогами. Во время использования пропан-бутана экономия топлива повышается в 2 раза. А использование метана увеличивает экономию в 3 раза. Поэтому применение газового оборудования является очень выгодным, если расход бензина очень большой.
Уменьшение нагрузки на двигатель. Это происходит из-за того, что газовое топливо имеет антидетонационную стойкость и высокое октановое число (до 118 в зависимости от типа газа).
Практически чистый газ не оставляет нагара на клапанах, поршнях и свечах автомобиля.
Увеличение срока службы двигателя.
Возможность переключиться с газа на бензин, тем самым увеличить пройденное расстояние от одной заправки к другой.
Экологичность газового топлива выше неэтилированного бензина в 3-4 раза.
Отрицательные характеристики газового оборудования:
Высокая стоимость хорошей газовой системы.
Прекращение действия гарантии на автомобиль, ведь это прямое изменение в конструкции транспортного средства. Поэтому водителю следует выбрать, что ему важнее экономия или гарантийное сервисное обслуживание.
Обязательное внесение всех изменений в технический документ транспортного средства. Первым делом после покупки транспортного средства необходимо установить газовую систему, а только потом стать на учет и провести регистрацию в МРЭО. Это влечет за собой дополнительные затраты, связанные с периодической поверкой ГБО.
Багажник автомобиля уменьшится примерно на 60-100 литров, а вес всего автомобиля увеличится на 30-40 кг.
Потеря мощности двигателя в пределах 2-8 %.
Затруднения с пуском холодного двигателя (рекомендуется запуск двигателя на бензине, после прогревания - перевод на газовое топливо). 
Потеря разгонной динамики. Это связано с более медленным сгоранием газа.
Расход газа. Расход газа больше расхода бензина примерно на 15-20% для ГБО второго поколения и на 5-7% для четвертого.
Ну и еще один недостаток. Уже не оборудования, а инфраструктуры: газовых заправок у нас не так уж и много, а где вы будете искать АГЗС на трассе в чужой, незнакомой местности – уж и не знаю, так что запас бензин стоит иметь при себе всегда. На всякий случай.
Теперь начинаем считать денежки. В качестве примера возьмем автомобиль УАЗ «Патриот». Этот автомобиль выпускается как с бензиновым, так и с дизельным двигателем. При этом цена покупки составляет при одной и той же комплектации салона весьма существенную цифру порядка 100 тысяч рублей (дороже, понятное дело дизельный вариант). Кстати, на вторичном рынке дизельный «Патриот» дороже бензинового на 45-50 тысяч. Дальнейшие цифры взяты из личного опыта одного моего знакомого, который долго и много ездил на «Патриотах» и вел при этом статистику. Сегодняшние цены на топливо выше рублей на пять, но для того, чтобы оценить соотношение имеющихся данных вполне достаточно.
Итак, исходные данные: УАЗ «Патриот», в основном – ежедневные поездки по городу и время от времени – загородные вылазки на охоту и рыбалку. Пробег за год 20 тыс. км, время пользования автомобилем 5 лет. Бензин АИ-92, цена 1 л = 27,95 руб., средний расход = 15 л на 100 км. 
Ну а теперь считаем: расход в год: 200 сотен км * 15 л на сотню * 27,95 за литр = 83 850 рублей.
Значит за месяц  (83 850 делим на 12) получаем 6 987,5 руб.
Теперь аналогичный расчет при установке газобаллонного оборудования (ГБО). Мой знакомый установил ГБО четвертого поколения.
Цена 1 литра газа на момент, когда велся расчет 15 рублей. Средний расход выше чем на бензине, примерно на 15%, то есть порядка 17 л на 100 км, при этом не будем забывать, что в процессе эксплуатации расходуется не один только газ, а еще и бензин (прогревы, старты, езда там, где кончается газ). Практика показала: соотношение расхода газ/бензин 75% к 25% (то есть 15 тыс. км пробега на газе и 5 тыс. км на бензине). Тогда расход денег в год на газ: 150 сотен км * 17 л на сотню * 15 за литр = 38 250 рублей, расход денег в год на бензин: 50 сотен км * 15 л на сотню * 27,95 за литр = 20 962,5 рублей.
А между тем ГБО еще требует прохождения ТО через каждые 10 000 км. Вместе с периодическими ремонтами расходы составят порядка 3 000 рублей в год. Также необходимо добавить сюда стоимость самого ГБО, а это порядка 20 000 руб. / 5 лет = 4 000 руб. в год. 
Окончательно получаем за год: 38 250 рублей за газ плюс 20 962,5 за бензин + 3 000 рублей на ТО и плюс 4 000 за ГБО. Итого: 66 212,5 рублей. Значит в месяц мой знакомец тратил 5 517,7 рублей.
ГБО 5-го поколения имеет значительное отличие от ГБО 4-го поколения, оно заключается в том, что газ к форсункам идет в жидкой фазе (в баллоне установлен насос). Сам комплект оборудования дороже, но у «пятого» ниже расход и газа, и бензина и в итоге за год при тех же условиях расходы составят 69 827,5 рублей, или 5 818,9 руб. в месяц.
Теперь – дизель. На тот момент цена литра топлива составляла 29,60 руб. Средний расход 10 л/100 км. Дизельный автомобиль при продаже стоит дороже, поэтому добавим к нашим расчетам 45 тысяч рублей. И, тем не менее, за те же 5 лет эксплуатации, в год дизельный «Патриот» обходится на 9000 рублей дороже (45000/5=9000).
Расход денег в год на топливо: 200 сотен км * 10 л на сотню * 29,60 руб. за литр = 59 200 рублей. Справедливости ради включим разницу (по отношению к ЗМЗ 409) в расходах на ремонт двигателя, порядка 35 тысяч рублей в стоимости ремонта на 5 лет. В эту сумму включены расходы на ремонт турбины 15 000 рублей, за 5 лет эксплуатации вероятность ее выхода из строя 80%.  То есть ремонт дизеля будет обходится в год на 7 000 рублей дороже. Суммарные затраты за год составят: 59 200 + 9 000 (половина переплаты за дизельный автомобиль за год + 7 000 на ремонт, итого 75 200 рублей. Стало быть, за месяц – 6226,2 руб.
Окончательно места распределились так (от минимальных к максимальным затратам): 1 место ГБО-4 с затратами 5 517,7 руб. в месяц; 2 место: ГБО-5, затраты 5 818,9 руб.; на 3-м месте дизельный двигатель 6226,2 руб. в месяц и замыкает четверку бензиновый мотор с месячными затратами 6 987,5 рублей.
Ну что же, переходим к выводам. Если вы ездите преимущественно по городу, редко выезжая за его пределы, если у вас небольшой городской автомобиль и суммарный годовой пробег относительно невелик, то ваш вариант – бензин. При пробегах свыше 25 тысяч, частых поездках по трассе – дизельная машина вас вряд ли разочарует. Несмотря на все трудности, связанные с установкой газобаллонного оборудования, переоборудовать свой автомобиль рекомендуется в том случае если:
• Пробег автомобиля за год превышает 20 тысяч километров;
• Расход бензина более 10 литров на 100 км, особенно если автомобиль заправляется дорогим бензином – АИ-95 и АИ-98.
Не существует идеального автомобиля на все случаи жизни, это очевидно. Но зато всегда можно подобрать вариант для своих конкретных целей и задач. Удачного выбора, друзья!
 
Игорь Гиндис

Новости - Уфа

В Уфе начались массовые проверки водителей

Сегодня, 13 марта, в Уфе начнутся массовые проверки водителей. Об этом сообщает республиканская Госавтоинпекция. В ходе рейдов... Далее...
12 марта, в Уфе будет перекрыта улица Батырская

12 марта, в Уфе будет перекрыта улица Батырская. Коммунальщики намереваются очистить ее от снега, чтобы... Далее...
В Башкирии трассы М-5 расширят до шести полос

Сегодня о старте масштабной реконструкции трассы М-5 объявило Упрдор «Приуралье». В Туймазинском районе республики планируется... Далее...
Народные дорожные инспекторы

Госдума в первом чтении приняла законопроект о народных инспекторах, в случае принятия которого россияне смогут снимать... Далее...
В Уфе стартовали массовые проверки водителей

Сегодня утром, 31 января, в Уфе пройдут массовые проверки водителей. Об этом сообщает пресс-служба отдела... Далее...
До 2030 года Уфа планирует построить сразу восемь новых мостов

Три новых моста могут построить в Уфе китайские инвесторы. Позавчера глава комитета по транспорту Тимур Мухаметьянов встретился с бизнесменами,... Далее...
ВНИМАТЕЛЬНЕЕ: В Башкирии объявлено штормовое предупреждение

  На республику снова надвигается непогода, и в связи с этим объявили штормовое предупреждение. Так, с... Далее...
Все новости

Авторизация

Поделиться ссылкой



Вы находитесь здесь Автокурьер - УФА Бензин, дизель, газ: Голова идет кругом или что выбрать?