Париж свободных велосипедов

 

velib1Примета весны в Париже: на улицах города появились серые велосипеды, от вида которых парижане и туристы успевают отвыкнуть за зиму. 

velib1

 Примета весны в Париже: на улицах города появились серые велосипеды, от вида которых парижане и туристы успевают отвыкнуть за зиму. Трудно перечислить все, чем французы обогатили человечество за многие века — от воздушных шаров и несгораемых сейфов до кино и фотографии. Но одним из самых заметных изобретений последних лет, революционизировавших жизнь миллионов людей, причем не только во Франции, стал Velib, довольно унылого вида серый велосипед, точнее, сама идея почти бесплатного велосипеда в качестве альтернативы личному автомобилю и общественному транспорту.

Название Velib происходит от двух французских слов: velo (велосипед) и liberte (свобода).
Идея принадлежит мэру Парижа Бертрану Деланоэ (Bertrand Delanoe), который дал старт этому чрезвычайно популярному ныне эксперименту в июле 2007 года. По прошествии трех лет в Париже насчитывалось уже 24 тысячи «велибов». Они не только составили реальную альтернативу городскому транспорту, но даже повлияли в лучшую сторону на традиционно жесткую манеру вождения парижан. За это время количество поездок на «велибах» превысило 71 миллион. С учетом того, что в историческом центре французской столицы проживает всего-то порядка двух миллионов человек, это означает, что каждый парижанин прокатился на городском велосипеде 35 раз, вместо того, чтобы садиться за руль или воспользоваться метро.
velib2«Велибы» производятся французской компанией Mercier в Венгрии. Они имеют три скорости, вес — 22.5 кг, постоянно включенную светодиодную фару, питаемую динамо-машиной от движения велосипеда; стояночный замок и корзину над передним колесом. Для аренды «велиба» нужна кредитная карта (автоматы принимают не все виды карт, в том числе, не годятся некоторые эмитированные в США). В случае невозврата велосипеда с карты спишут 150 евро.
За последнее время существенно улучшился сервис. Особенно с момента, когда появилось специальное приложение к мобильному тел.у, позволяющее узнать, на какой ближайшей стоянке имеются свободные велосипеды и, напротив, на какой стоянке есть место, чтобы запарковать свой V?lib.
Плата за проезд достаточно символическая. Первые полчаса поездки бесплатны. Далее цена возрастает в зависимости от времени пользования: 30 минут бесплатно, следующие пол-часа стоят 1 евро, вторые пол-часа - 2 евро, последующие - 4 евро; максимальная — 151 евро за 20 часов непрерывного пользования. Так, конечно, никто не поступает, а прогрессивная шкала оплаты рассчитана на то, чтобы люди пользовались «велибами» для коротких поездок, что позволит максимально использовать весь флот велосипедов. Наиболее распространенный способ оплаты — годовой проездной. Его стоимость — всего 29 евро.
Все вышеизложенное не должно создавать иллюзию того, что парижане с первого мгновения и без колебаний приняли нововведение. Первое время серые велосипеды разворовали или калечили. Некоторые «велибы» впоследствии находили в Румынии и даже в Африке, а в самом Париже шутники вешали велосипеды на деревья...
Интересна бизнес-модель проекта. Обслуживает велосипеды и более тысячи стоянок частная рекламная компания JCDecaux, которой мэрия предоставила в обмен 1.628 билбордов в эксклюзивное пользование на десять лет. Первоначальные капиталовложения JCDecaux составили 115 миллионов долларов. По итогам первых полутора лет работы компания сочла, что сделка не отвечает ее интересам, так как никто не мог предусмотреть масштабы вандализма. JCDecaux обратилась к городским властям с просьбой частично компенсировать ее расходы.
Мэрия пообещала оплатить социальную рекламу против велосипедного вандализма и согласилась выплачивать по 500 долларов за утраченный велосипед. Судя по тому, что проект продолжает успешно развиваться, частный бизнес и мэрия нашли общий язык, а количество велосипедных краж сократилось.
Зачастую на стоянках «велибов» можно видеть велосипеды с сиденьем, повернутым на 180 градусов. Так сами пользователи, проверявшие перед началом поездки двухколесные машины, указывают операторам на те, в которых обнаружились поломки.
По сравнению с автомобилем, велосипед оказался удивительно безопасным транспортом. Самым рискованным маневром является правый поворот, когда грузовик может «снести» велосипедиста, не заметив его. Сейчас на всех «велибах» помещена диаграмма «смертельного угла», на которой указана «мертвая зона» в зеркале заднего вида грузовика или автобуса.
Несколько городов — от Лондона до Мехико — намерены заимствовать систему V?lib у французов. Есть, однако, чисто парижская особенность, которая делает общественные велосипеды незаменимыми для жизни именно во французской столице. Парижане любят бастовать по всякому поводу, общественный транспорт в любой момент может быть парализован, и в такие дни «велибы» разбирают мгновенно.
Создатели городского велосипеда сознательно делали его максимально «анонимным», даже серый цвет, кажется, подобран неслучайно, но это не в силах препятствовать нередким случаям пылких чувств горожан по отношению к той или иной машине. В этих случаях влюбленный в велосипед парижанин пытается сохранить понравившийся экземпляр до следующей поездки, приковывая его на стоянке цепью. Такую практику оператор проекта называет «нецивилизованной»; обслуживающему персоналу разрешено срезать цепи. В Париже хотят, чтобы горожане любили все «велибы», а не избранные экземпляры. В целом эта задача блестяще реализуется. 

velib3Несколько подсказок по пользованию системой Velib:
• Купите карту Velib через Интернет.
• Хорошо обдумайте свой маршрут. Будьте внимательны на улицах с односторонним движением. Лучше взять с собой карту – вдруг вам захочется изменить маршрут.
• Проверьте, исправен ли выбранный вами велосипед: шины и механизм переключения передач.
• Велосипедисты должны соблюдать правила движения и останавливаться на красный свет светофора.
• Купите на станции метро карточку Navigo за 5 евро. Она значительно облегчит получение и сдачу велосипеда в пунктах проката.
• Иногда в пункте проката бывает трудно сдать сразу все велосипеды, если вы путешествуете большой группой. Поэтому поездки на велосипедах большой компанией не самая удачная идея.
• На велосипедах Velib нет детских кресел
(а хорошо бы!).
• Если вы приехали на станцию, а она переполнена, просто прикладываете магнитную карту к устройству для считывания информации и получаете 15 минут, чтобы добраться до следующего пункта.

Новости - Уфа

В Уфе отремонтировано 55 дорог по БКД

В 2018 году в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги» в Уфе (Республика Башкортостан) отремонтировано... Далее...
Границы между Республикой Башкортостан и Пермским краем описали официально

  Раньше в ЕГРН была зафиксирована только точная граница Пермского края с Республикой Коми. До конца... Далее...
В Уфе на 10 дней перекрыли улицу Цюрупы

В Уфе перекрыли улицу Цюрупа, сообщает мэрия. В частности, улица будет частично перекрыта на участке между... Далее...
Стоп движение! Пока погода хорошая в Уфе продолжаются дорожные работы

   Как сообщает пресс-служба уфимской мэрии, в связи с ремонтом дорог частично ограничено движение транспорта по... Далее...
В Уфе 26 сентября стартует III международный форум и выставка «Транспорт Урала»

С 26 по 28 сентября в г. Уфе на площадке Конгресс-холл состоится III международный форум... Далее...
Увеличение цен на бензин

На территории Российской Федерации было зафиксировано очередное повышение стоимости бензина и дизеля.   Данные об увеличении цен... Далее...
Полис ОСАГО начнёт действовать через три дня после оформления

Электронный полис ОСАГО начнет действовать не ранее чем через три дня после его оформления на... Далее...
Все новости

Авторизация

Поделиться ссылкой



Вы находитесь здесь Автокурьер - УФА Париж свободных велосипедов