Программируй это...

01Чип-тюнинг - это изменение характеристик двигателя автомобиля с помощью изменения калибровок программы блока управления двигателем.

01Чип-тюнинг - это изменение характеристик двигателя автомобиля с помощью изменения калибровок программы блока управления двигателем.

Работа двигателя - это извечный компромисс между многими параметрами, нормами, потребностями и возможностями. Сегодня работой двигателей автомобилей управляют так называемые «мозги»: компьютерный блок с программой, где заложены все параметры. При этом, заложенные ограничения вполне себе могут отличаться от реальных возможной двигателя. Мало того, они сознательно и искусственно корректируются.

Основными критериями для разработчиков программного обеспечения для контроллеров систем впрыска сегодня является экономичность, ресурс двигателя и токсичность выхлопа. Ужесточающиеся с каждым годом нормы по уровню токсичности выхлопа двигателей заставляют разработчиков переводить двигатели на работу с более обеднёнными смесями и устанавливать каталитические нейтрализаторы. То есть, двигатели, как говорят – «душат». Эти же ограничения могут сделать машину слишком уязвимой к видам топлива, или, например, к температуре окружающей среды. То есть двигатель вполне в состоянии заводиться в минус 25, но управляющая компьютерная программа не разрешает.

Со стороны потребителя требования к автомобилю тоже взаимоисключающие. Хочется высокой мощности, большого и равномерного крутящего момента, надёжности и огромного ресурса - при всём этом желательно заправлять автомобиль самым дешевым топливом и иметь минимальный его расход. Однако бесплатных чудес на свете не бывает - улучшение одних параметров всегда ухудшает другие.

Для чего?

02Часть таких задач может решить чип-тюнинг. Приходится либо идти на крайности, либо искать компромиссы. Крайностями являются динамичные (резкий отклик на педаль газа, состав смеси и угол опережения зажигания подобраны так, чтобы получить максимальный крутящий момент) и экономичные прошивки (параметры подбираются таким образом, чтобы расход топлива был минимален, при этом автомобиль становится "туповатым").

Компромиссом являются двухрежимные прошивки эконом-динамик (поддерживаются большинством типов контроллеров) и "эластичные" прошивки. Именно "эластичные" прошивки в последнее время получили наибольшее развитие. При спокойной манере езды (примерно до 65% нажатия на педаль газа) они обеспечивают мягкую работу двигателя в экономичных режимах, при максимальном нажатии на педаль все внимание уделяется крутящему моменту, и соответственно мощности.

- Насколько чип-тюнинг необходим или полезен для обычного среднего автолюбителя?

- Сегодня массовый чип-тюнинг как раз и ориентирован на обычного автолюбителя. Вот как раньше на карбюраторных автомобилях были настройщики-карбюраторщики, которые умели точно откалибровать двигатель. Так сейчас и мы, с помощью программ точно настраиваем двигатель, высвобождаем возможности, которые производитель по каким-то причинам «зажал». Кроме этого бывают редкие, но явные ошибки в программном обеспечении авто. Ну, например, Chevrolet Lanos после 2008 года. Там откровенная ошибка в настройках, машина не едет, расход топлива громадный. Настройка позволяет эту ситуацию исправить.

Или вот типичный пример. До 2004 года ВАЗы выпускали с температурой запуска вентилятора аж 105 градусов. Понятно, что машины кипели даже в нашем климате. Этот параметр мы исправляем программно.

Ещё один нюанс. Каталитический нейтрализатор, который ставят для очистки выхлопных газов. Деталь дорогая, и на многих моделях часто выходит из строя, особенно на отечественных. При её поломке компьютер автоматически перенастраивает работу двигателя, уменьшая мощность. Поскольку это программный сбой, то проблему можно решить не трогая железо автомобиля, а только перенастройкой параметров.

03

Как это делается?

 

В электронный блок управления впрыском и зажиганием заложена программа (алгоритм) его работы. Программа работы микропроцессора хранится в ПЗУ (постоянное запоминающее устройство) и представляет собой собственно программу обработки данных ("софт" или ПО) и одно, двух и трехмерные таблицы с данными (калибровки). Калибровки для различных режимов работы двигателя (пуск, экономичный, мощностной, холостой ход, переходной) различны и применяются в зависимости от режима, в котором работает двигатель. 04

Блок управления, получая сигналы от различных датчиков, управляет работой исполнительных устройств для обеспечения оптимальной (по мнению разработчиков) работы силового агрегата. Необходимые параметры для управления исполнительными устройствами вычисляются в соответствии с полученными данными и коэффициентами коррекции, заложенными в ПЗУ. Изменяя данные ПЗУ (калибровки) мы можем влиять на работу практически любого исполнительного устройства, работа которого управляется ЭБУ. Для получения других мощностных характеристик можно изменить установку угла опережения зажигания, величину времени впрыска, отключить или изменить режим работы систем, контролирующих токсичность выхлопных газов. Кроме того, можно изменить обороты холостого хода, максимально разрешённые обороты двигателя и массу других параметров. Велика ли роль данных изменений в получении от двигателя максимальной мощности? Нет - её прирост может составлять 5-8% (исключение составляют задушенные экологическими нормами "иномарочные" двигатели с турбонаддувом, где без особых затруднений можно получить прибавку в 20% и даже более). Так есть ли во всём этом смысл? Каждый сам решает делать или нет, но тот, кто хоть раз проехал на машине с грамотно перепрограммированной системой впрыска, решает этот вопрос для себя однозначно - да! Дело в том, что мало кто ездит на режиме максимальной мощности - намного более важные параметры для повседневной езды - это крутящий момент и эластичность двигателя. Все это без особых затрат даст вам простой чип-тюнинг.

 

Средние цены на чип-тюнинг в Перми:

Отечественные автомобили – 2-3,5 тысяч рублей

Бюджетные иномарки – 3,5 – 5 тысяч

Средний и премиум класс – от 6 тысяч рублей

Практически во всех тюнинговых версиях прошивок улучшены режимы холостого хода, холодного пуска, снижена температура работы вентилятора системы охлаждения, устранены выявленные ошибки - порой грубые, хронически присутствующие в серийных версиях ПО.


А каковы гарантии?

Совершенно понятно, что гарантия того, что прошивка будет работать и информация сохранится в том виде, в котором записана, полная. Но, потребителя, конечно, интересует, не разрушится ли в результате мотор. Тут следует остановиться на случаях, когда такой случай возможен. Их три.

Первый. Потребитель, заказывая нестандартную программу, заранее соглашается с теми ограничениями, которые возникнут вследствие выполненной работы. Это строгие требования по качеству топлива и кратковременный характер нагрузок. Невыполнение их может привести к нежелательным последствиям. В этом случае виноват потребитель.

 

Второй. Мотор настолько старый, что даже небольшие дополнительные механические и тепловые нагрузки приводят к повреждению. В таком случае или не надо давать ему непосильную задачу, или предварительно полностью отремонтировать мотор, доведя его до состояния нового. Серьёзные тюнинговые ателье в Германии не берут в работу по перепрограммированию блока автомобили с пробегом более 90 тыс. км. Также тут следует сказать, что многие потребители сознательно пытаются скомпенсировать известные неисправности с помощью новой программы. Это невозможно. Более того, солидные тюнинговые компании никогда не возьмут в работу автомобиль с неисправностями. Так или иначе, решение потребителя о выполнении чип-тюнинга на старом автомобиле - его собственный риск.

 

Третий. Программа управления содержит ошибки, следствием которых, как правило, бывает детонация и повреждение мотора. Такие случаи чрезвычайно редки и связаны с источником тюнинговой прошивки. Об источниках надо сказать отдельно для отечественных автомобилей и иностранных. Для отечественных автомобилей существуют и вполне доступны по цене компьютерные программы, которые "знают" калибровки, и позволяют легко вносить изменения в штатные контроллеры. Следовательно, источником тюнинговой прошивки может быть любой владелец такого софта. Практика показывает, что большинство таких людей специалисты в компьютерной области, но мало разбираются в процессах, происходящих в моторе. Кроме того, у них нет необходимого измерительного оборудования для настройки двигателей. Поэтому, программы калибруются по ощущениям и ошибки встречаются часто. Тут можно только посоветовать быть разборчивым и обращаться только в те фирмы, которые берут на себя ответственность и могут квалифицированно разобраться в причинах возникшей неисправности. С иностранными автомобилями ситуация строго наоборот. Количество различных типов контроллеров и их программ огромно. Софт для внесения изменений в программы определённых блоков, оборудование для работы и измерительные стенды для настройки очень дорогие. Работа может стать рентабельной только тогда, когда тираж для каждого типа двигателя большой. Поэтому в Европе фирм, изготавливающих тюнинговые прошивки мало, их можно пересчитать по пальцам. А компаний, продающих результат их работы, огромное количество. Иногда полученные из разных источников тюнинговые файлы совпадают с точностью до бита, хотя позиционируются как от разных производителей. Все продают подготовленные в Европе и США файлы, где это явление давно носит массовый характер. Поэтому вероятность того, что все, кто предлагает чип-тюнинг для иномарок, продают один и тот же продукт, высокая. Несмотря на разную цену и разные заявленные характеристики.

Новости - Пермь

В Перми ограничат движение по улице Куйбышева с 10 ноября до конца года

С 10 ноября по 31 января перекрыли движение по нечетной стороне улицы Куйбышева на участке... Далее...
На улице Уральской в Перми открыли движение транспорта в обе стороны

В Перми подрядчик завершил кладку нижнего слоя асфальта на нечетной стороне улицы Уральской, как и... Далее...
15 октября в Перми планируется открыть движение по улице Уральская

Движение на Уральской в Перми планируется открыть 15 октября - такую задачу поставил подрядчику глава... Далее...
В Пермском крае транспортный налог для владельцев дорогих машин повысят, а для бюджетных – снизят

В краевом заксобрании готовятся рассмотреть законопроект об изменении ставок транспортного налога, который предполагает существенное снижение... Далее...
Увеличение цен на бензин

На территории Российской Федерации было зафиксировано очередное повышение стоимости бензина и дизеля.   Данные об увеличении цен... Далее...
9 сентября в Перми во время марафона в центре будут перекрыты дороги

9 сентября в центре Перми будут перекрыты дороги из-за проведения пермского международного марафона.  Как сообщили в... Далее...
Обновление транспорта в Перми

Начальник МУП «Гортранс» Анатолий Путин рассказал о будущем пермских автобусов:  - Ужесточается требование к качеству городского транспорта, -... Далее...
Все новости

Авторизация

Поделиться ссылкой



Вы находитесь здесь Автокурьер - ПЕРМЬ Программируй это...