Баннер

Не для мужчин. Тормози! По правилам

womenСпросите меня: «Что самое непредсказуемое в автомобиле?» Отвечу: «Тормоза!». Они же и самые важные в безопасном управлении машиной. Девочки, посудите сами: с одной стороны, правильное торможение позволяет скомпенсировать последствия многих ошибок в расчете скорости движения, соблюдения дистанции, развития дорожно-транспортной ситуации.    

womenСпросите меня: «Что самое непредсказуемое в автомобиле?» Отвечу: «Тормоза!». Они же и самые важные в безопасном управлении машиной. Девочки, посудите сами: с одной стороны, правильное торможение позволяет скомпенсировать последствия многих ошибок в расчете скорости движения, соблюдения дистанции, развития дорожно-транспортной ситуации.

С другой стороны, неправильное торможение является одной их основных причин возникновения ДТП с тяжкими последствиями. Маневр, предназначенный для повышения безопасности, может выйти из-под контроля водителя и привести к потере устойчивости и управляемости автомобиля из-за блокирования колес при интенсивном торможении, особенно при низком сцепления шин с дорогой. Ошибка водителя может спровоцировать критический занос, снос, вращение и опрокидывание автомобиля. Вот как все сложно.

Тогда возникает еще один вопрос – чисто женский: «А что значит правильно тормозить?»

Так вот специалисты говорят, что умение грамотно тормозить включает в себя, во-первых, умение использовать максимальное сцепление колес с дорогой. Во-вторых, умение сохранять прямолинейное направление движения при торможении. В-третьих, умение тормозить двигателем с одновременным переключением передач «вниз». В-четвертых, умение остановиться при отказе тормозов.

А сейчас по-умному. Девчонки, мы знаем о том, что тормозные колодки есть и на передних, и на задних колесах. Следовательно, автомобиль замедляется под действием тормозных сил и там, и там. На движущийся автомобиль действует также сила инерции, приложенная в центре автомобиля, выше поверхности дороги. Под ее действием при торможении передние колеса догружаются, а задние — разгружаются. Это видно и по тому, как деформируется подвеска и автомобиль «клюет».

Помните, что максимальная тормозная сила определяется не тем, как сильно вы будете давить на педаль тормоза. Она зависит от нагрузки, приходящейся на колесо, и от сцепления колеса с дорогой. Чем сильнее нагружено колесо, тем больше тормозная сила. Известно, что трение покоя - отсутствие проскальзывания колеса относительно дороги - всегда больше трения скольжения. Сцепление зависит от степени проскальзывания колеса по поверхности. При экстренном торможении нельзя доводить колеса до полного проскальзывания - юза.

Если колесо полностью заблокировано, иными словами «юзит», то по поверхности дороги трется один и тот же участок шины. При этом резина истирается так же, как ластик, которым вы убираете карандашную линию на бумаге. Образуются резиновые катышки, по которым заблокированное колесо катится и катится.

Как определить, что автомобиль будет «юзить»? Если, девочки, вы услышали визг скользящей по асфальту резины, то это может говорить, что машинка ведет себя неправильно. Другими косвенными признаками блокировки колес являются усилие на руле и увод автомобиля с траектории.

Кроме того сцепление зависит от состояния покрытия дороги и от того, насколько изношено колесо. Так, на мокром асфальте сцепление примерно в 2 раза меньше, а при гололеде — в 10 раз меньше, чем на сухом асфальте. Соответственно уменьшается тормозная сила и увеличивается тормозной путь.

И еще несколько умных слов, но, девочки, обязательно вдумайтесь в них. Они говорят об элементарных правилах безопасности. Во время торможения сила сцепления колес в продольном направлении используется почти полностью. Поэтому достаточно небольшой боковой силы, чтобы наступила потеря сцепления в боковом направлении. Эта потеря сцепления наступает раньше на задних колесах, которые при торможении разгружаются. Одновременно с началом юза может начаться занос задних колес. Выправить положение автомобиля можно рулем. Но для того, чтобы выравнивание автомобиля было эффективным, необходимо прекратить торможение. После выравнивания автомобиля можно снова продолжить торможение.

Теперь поговорим о том, каким бывает торможение.

К импульсному торможению относят два способа — прерывистый и ступенчатый.

Прерывистое торможение — вы периодически нажимаете на педаль тормоза и полностью ее отпускаете. Основной причиной, вынуждающей временно прекратить торможение, является блокировка колес. Такой способ применяется на неровной дороге и там, где чередуются участки с разными коэффициентами сцепления, например асфальт со льдом, снегом и грязью. Перед наездом на неровность или скользкий участок следует полностью отпускать тормоз.

Но таким способом невозможно остановится в экстренной ситуации, так как временное прекращение действия тормозов влияет на увеличение тормозного пути автомобиля.

Для экстренного торможения характерен ступенчатый способ, который внешне напоминает прерывистый, однако в отличие от прерывистого не имеет пассивной фазы, связанной с полным прекращением действия тормозных механизмов. Для него характерно последовательное увеличение каждого последующего усилия на тормозной педали, а также времени его приложения. Первое же нажатие на педаль должно быть предельно коротким и слабым.

Вот мы и подошли к самой серьезной теме - экстренное торможение, которое используется в критических ситуациях. Не да Бог, девочки, прибегнуть к этому виду торможения вам. И все же знания не помешают.

Интенсивность экстренного торможения ограничивается возможностями водителя: насколько он владеет техническими приемами и способностью сохранять устойчивость и управляемость автомобиля, эффективностью тормозных систем, качеством шин и внешними условиями - коэффициентом сцепления шин с дорогой, рельефом местности. Кроме снижения скорости экстренному торможению присущи и действия, позволяющие держать под контролем устойчивость и управляемость автомобиля.

Экстренное торможение – это достаточно сложно и контролируется оно на грани блокирования колес, которое нужно просто чувствовать. И тут советы давать сложно, так как мы все абсолютно разные. Другим осложняющим фактором является «механизм страха», который может затормозить проявление даже тех навыков, которые в другой ситуации человек совершает «на автомате», и нарушить координацию движений. Наиболее ярко выраженным проявлением «механизма страха» является торможение в критической ситуации при полностью заблокированных колесах. Девочки, в этой ситуации нужно взять себя в руки. Трудно, очень трудно, но от этого зависит ваше здоровье и жизнь, а также пассажиров.

Аварийное торможение применяется при выходе из строя или отказе рабочей тормозной системы и во всех других случаях, когда эта система не позволяет добиться необходимого эффекта. Оно может осуществляться стояночным тормозом, а также нетрадиционными способами, в том числе и контактным способом с использованием естественных и искусственных препятствий.

В аварийной ситуации, когда все возможности совершения экстренного маневра были исчерпаны и произошел отказ тормозной системы, у многих водителей из-за неумения и стресса просто опускаются руки. И опять, милые мои, не паниковать, бороться до конца. В конце концов можно въехать в какое-то препятствие при этом максимально обезопасить себя и людей, находящихся в салоне. В любом случае, ситуация должна находиться под контролем.

Важно выбрать направление контакта, чтобы избежать удара «в лоб», поскольку из всех силовых элементов кузова лонжероны имеют максимальную продольную жесткость, вылета на полосу встречного движения и опрокидывания. Как водителю, так и пассажирам необходимо уметь быстро принимать безопасную позу для снижения последствий удара.

Элементарно, но важно

А теперь несколько советов или точнее некая систематика знаний, которыми владеет каждая из вас, девочки.

В обычных условиях старайтесь тормозить плавно, регулируя силу нажатия на педаль тормоза в зависимости от скорости движения — чем ниже скорость, тем слабее давление на педаль.

Перед торможением обязательно посмотрите в зеркало заднего вида.

Выключайте сцепление только перед самой остановкой автомобиля.

В безопасных условиях (а лучше с инструктором) отработайте навыки: импульсного торможения, торможения двигателем - на пониженной передаче, выполнения перегазовки.

Корректируйте траекторию движения автомобиля при торможении рулем. Для компенсации заноса задних колес, следует прекратить торможение, выправить траекторию автомобиля, после чего продолжать торможение.

Разгружайте переднюю подвеску в конце торможения перед препятствием. Если не удается полностью остановиться, перед самым препятствием нужно заставить себя отпустить педаль тормоза. Тогда удар придется по разгруженной подвеске, что уменьшит вероятность поломки. Водители с хорошей реакцией могут дополнительно разгрузить подвеску быстрым нажатием на акселератор в момент преодоления препятствия передними колесами

Вера Задорожная

Новости - Пермь

Новое приложение для оплаты парковок

Федеральное мобильное приложение «Горпарковки» заменит мобильный сервис «Парковки Перми», которым пермяки пользовались с 2016 года.... Далее...
В начале сентября состоится Пермский марафон

Краевые власти решили провести Пермский марафон. Спортивное соревнование состоится 5 и 6 сентября. Особенности проведения,... Далее...
Голосуем за название центрального квартала эспланады

Власти города решили дать имя центральному кварталу пермской эспланады. Об этом решении сообщил заместитель главы... Далее...
В Перми появился первый проекционный пешеходный переход

В центре Перми поставили лазерный проектор, который светит на пешеходный переход. Он подсвечивают существующую дорожную... Далее...
Дополнительный выезд из промузла Осенцов в Перми начнут строить уже в 2022 году

Дополнительный выезд из промузла Осенцов в Перми должны начать строить в 2022 году. В ближайшее... Далее...
От Куфонина до Желябова

Власти Прикамья планируют в этом году открыть движение по улице Строителей на участке от Куфонина... Далее...
На Комсомольском проспекте вновь ограничат движение транспорта

Сегодня ночью перекроют четную сторону на участке от Советской до Петропавловской. Сегодня и завтра ночью в... Далее...
Все новости

Авторизация

Поделиться ссылкой



Вы находитесь здесь Автокурьер - ПЕРМЬ Не для мужчин. Тормози! По правилам