Баннер

Страхование. Европротокол: хороший, плохой, злой

ozenshikЧетыре года назад двум важным документам в России исполнилось 4 года. В 2009-м ввели «европротокол» - право оформлять мелкие ДТП без участия полиции, и принцип ПВУ – когда за возмещением ущерба по ОСАГО можно обращаться в свою страховую компанию. Увы, но новшества, призванные серьезно облегчить жизнь водителей, ГИБДД и страховщиков в нашей стране приживаются с трудом.     

ozenshikЧетыре года назад двум важным документам в России исполнилось 4 года. В 2009-м ввели «европротокол» - право оформлять мелкие ДТП без участия полиции, и принцип ПВУ – когда за возмещением ущерба по ОСАГО можно обращаться в свою страховую компанию. Увы, но новшества, призванные серьезно облегчить жизнь водителей, ГИБДД и страховщиков в нашей стране приживаются с трудом.

Правда, все-таки приживаются. И водители к ним потихоньку привыкают, и страховщики перестали смотреть на подобные документы как на чудо заморское.

Упрощенный порядок оформления ДТП действует в большинстве европейских стран. Его главными условиями и отличительными особенностями являются: выезд полиции исключительно на ДТП, повлекшие вред жизни или здоровью, и оформление участниками аварии на месте единого извещения о ДТП (оно и получило название «европротокол»), при этом свой экземпляр каждый водитель направляет в собственную cтраховую компанию. А затем страховщики самостоятельно определяют виновность каждого из участников ДТП на основании информации, содержащейся в извещении, свидетельских показаний и типовых схем ДТП. В принципе, оформление мелких ДТП без участия дорожной полиции действительно облегчает жизнь автомобилистам. В случае мелкой аварии — например, из-за царапин на бампере — автовладельцам не нужно дожидаться дорожной полиции. А прямое урегулирование убытков упрощает процедуру возмещения ущерба: потерпевший, вместо того, чтобы добиваться выплат от страховой компании виновника ДТП, обращается к собственному страховщику.

Как регистрируют ДТП в Европе

Переход на упрощенную систему оформления автомобильных аварий европротокол в некоторых странах Европы начали более 30 лет назад. Во Франции и Бельгии, например, полицию на место аварии вызывать необязательно с 1972 г. Общеевропейского законодательства на этот счет не существует — эти правила регулируются законодательством каждой страны — члена ЕС.

Количество машин, ставших участниками аварии, значения не имеет. Во Франции договориться без вызова полиции можно в любом случае, если нет пострадавших в аварии, а вот в Бельгии, в полицию обращаться не обязательно, даже если причинен вред здоровью. Но, как правило, в подобных случаях полицию на место происшествия все же вызывают. Во Франции без полиции не разобраться, если в результате ДТП нанесен ущерб национальной собственности или нарушено движение на дороге, в Бельгии — если ущерб превышает 8500 евро. Обойтись без участия полиции при аварии можно также в Испании и Великобритании.

Как возмещают ущерб от ДТП

osago

В Евросоюзе эта схема действует следующим образом. Компания потерпевшего платит страховку от лица страховщика виновника, а затем взыскивает с него компенсацию за урегулирование. Страховщик виновника обязуется принимать результаты урегулирования, произведенные страховщиком потерпевшего, в случае если последним были соблюдены единые для всех участников системы стандарты урегулирования страхового случая. Эта система действует во Франции, Бельгии, Греции, Италии, Португалии, Испании и других странах. В наиболее развитом и полном виде прямое урегулирование действует во Франции с 1968 г. — на отработку системы французам понадобилось около 10 лет. Важными условиями перехода на эту систему являются единая методика оценки ущерба при проведении техэкспертизы, стандарты электронного документооборота, базы данных ДТП, клиринговый центр для расчетов между страховщиками.

Прямое возмещение и упрощенное урегулирование могут дополнять друг друга, а могут существовать отдельно. Например, в Германии система прямого возмещения не прижилась. В этой стране сильна судебная система, и у граждан есть возможность через суд взыскать с виновника ДТП и его страховой компании серьезную компенсацию за причинение морального вреда, возмещение судебных издержек.

224Наш особый путь

У нас же применение «европротокола» и схемы ПВУ в реальности пока создаёт значительно большие сложности для автовладельцев, чем обычно. Во-первых, обойтись без гаишников можно в случае: если нет пострадавших, если в дорожно-транспортном происшествии участвовало не более двух машин, у водителей нет разногласий по поводу обстоятельств ДТП и размера ущерба, причиненного автомобилям, и один из них признает себя виновным. Но самое главное — если авария оформлена по упрощенной схеме, то компенсация за ущерб не может превышать 25 тысяч рублей.

На практике это означает, что принимая решение вызывать или не вызывать сотрудников ГИБДД, участникам аварии сначала придется оценить, насколько сильно пострадали их автомобили. А ошибку допустить несложно — после визита на сервисную станцию у машины могут обнаружиться скрытые повреждения, ремонт которых страховое возмещение уже не покроет. К тому же, страховщики так и не разработали единую методику оценки ущерба (поврежденные запчасти, к примеру, могут оплатить с учетом износа), а это значит, что итоговые выплаты могут отличаться от той суммы, в которую оценил повреждения сам автолюбитель.

Кроме того, если автомобилисты решат не вызывать сотрудников ДПС на место аварии, то оформлять извещения о дорожно-транспортном происшествии им придется самим. Но если затем в них обнаружатся расхождения, касающиеся схемы аварии или повреждений, полученных автомобилями, то страховая компания вообще сможет отказаться от возмещения ущерба.

Понятное дело, что при малейших сомнениях водители предпочитают вызывать аварийного комиссара, а потом оформлять ДТП в полиции.

Кроме того, у разных страховых компаний – разные требования к документам. Российская ассоциация страховщиков сейчас прикладывает усилия, чтобы стандартизировать такие требования по всем страховым компаниям, но пока работа далека от завершения. Вот вам экзотический пример: согласно формальным документам одной из СК, подписав «еворпротокол» с соратником по небольшому ДТП вы не сможете получить прямое возмещение ущерба. Дело в том, что для выплат по ОСАГО компания требует: справку о ДТП из полиции и копии протокола оттуда же. Ну и откуда будут справки, если ДТП по закону оформлялось без полиции?

Или другая ситуация: страховые компании требуют копии документов второго участника ДТП, номера полиса ОСАГО им не достаточно. В результате водитель должен или возить с собой ксерокс, или фотографировать документы, или плюнуть на все и вызвать ГИБДД.

Другое дело, что в последнее время в практике применения «европротоклов» и ПВУ наметились серьезные подвижки. Создана единая база страховых случаев, база ДТП. В качестве доказательств водителям скоро можно будет представлять страховщикам фото и виде съемку с места ДТП (сейчас только заполненная схема-извещение). На обсуждение внесен законопроект, предлагающий увеличить максимальный размер страховой выплаты при упрощенной процедуре оформления документов о ДТП с 25 до 50 тыс. руб.

А самое главное, сами страховые компании в борьбе за клиента поняли какой инструмент лояльности дают им в руки эти механизмы. Так что перпективы у «европротокола» и ПВУ хорошие.

Олег Русских

Благодарим за помощь в подготовке материала страховые компании:

адонис

 

 

 

компаньон

Новости - Пермь

Новое приложение для оплаты парковок

Федеральное мобильное приложение «Горпарковки» заменит мобильный сервис «Парковки Перми», которым пермяки пользовались с 2016 года.... Далее...
В начале сентября состоится Пермский марафон

Краевые власти решили провести Пермский марафон. Спортивное соревнование состоится 5 и 6 сентября. Особенности проведения,... Далее...
Голосуем за название центрального квартала эспланады

Власти города решили дать имя центральному кварталу пермской эспланады. Об этом решении сообщил заместитель главы... Далее...
В Перми появился первый проекционный пешеходный переход

В центре Перми поставили лазерный проектор, который светит на пешеходный переход. Он подсвечивают существующую дорожную... Далее...
Дополнительный выезд из промузла Осенцов в Перми начнут строить уже в 2022 году

Дополнительный выезд из промузла Осенцов в Перми должны начать строить в 2022 году. В ближайшее... Далее...
От Куфонина до Желябова

Власти Прикамья планируют в этом году открыть движение по улице Строителей на участке от Куфонина... Далее...
На Комсомольском проспекте вновь ограничат движение транспорта

Сегодня ночью перекроют четную сторону на участке от Советской до Петропавловской. Сегодня и завтра ночью в... Далее...
Все новости

Авторизация

Поделиться ссылкой



Вы находитесь здесь Автокурьер - ПЕРМЬ Страхование. Европротокол: хороший, плохой, злой